Наш город с каждым годом становится более современным, уютным и красивым, а городской электрический транспорт, по отзывам жителей и гостей города Кемерово, является его своеобразным украшением.
В настоящее время трамваями и троллейбусами ежедневно перевозится более 150 тысяч пассажиров. Получается, что за год подвижным составом Кемеровской электротранспортной компании пользуются почти 55 миллионов человек – население целой страны!
Руководство компании глубоко убеждено, что основные социальные перевозки на кемеровских маршрутах должны осуществляться именно городским электротранспортом. Ведь транспорт на электрической тяге экологически чист, вместителен, комфортабелен и безопасен. На основном протяжении своих маршрутов он следует по обособленному пути, что позволяет обеспечивать высокую регулярность и минимальный интервал движения.
ДЕВИЗ КОМПАНИИ — безопасность перевозок, высокая культура обслуживания, комфорт, удобство и регулярность перевозок с оптимальным интервалом.
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КОМПАНИИ — организация в г. Кемерово системы легкорельсового транспорта (высокоскоростного трамвая или наземного метро).
Для Кемеровской электротранспортной компании май-2010 - месяц вдвойне юбилейный. 9 мая вся страна празднует 65 годовщину великой Победы. Но и у трамвайного движения в Кемерове нынче круглая дата - 70-летие. Значит, все, кто был причастен к этому - юбиляры.
Ровно 70 лет назад к Первомаю по Советскому проспекту пустили трамвай. В 1940 году та трамвайная линия общей протяженностью 3,3 километра пролегла практически через весь город.
А через год грянула война. Сибирский город-труженик принимал эшелон за эшелоном. Сюда ехали эвакуированные заводы с оборудованием и рабочими; санитарные поезда, полные раненых; люди (точнее, их тени), вывезенные из блокадного Ленинграда по «дороге жизни»... Население Кемерова стремительно росло.
Три моторных и шесть прицепных трамвайных вагонов всю войну оставались единственным видом общественного транспорта. Движение осуществлялось по 21 часу в сутки. Кондукторы ещё и финансовый план давали!
Транспортная работа перешла почти полностью в женские руки - восемьдесят процентов деповчан-мужчин ушли на фронт. Трамвайное депо тогда входило в структуру кемеровского Химкомбината, оттуда тоже многие ушли на фронт. Путейцев-мужчин не стало вообще. Приходилось всем - и водителям, и кондукторам, и диспетчерам - после основной работы изо дня в день ремонтировать пути. В выходные шли работать в подсобное хозяйство депо. Зимой сами расчищали пути от снежных заносов...
Электротранспортники валились с ног от усталости, но кемеровские трамваи ходили бесперебойно. Возили не только рабочих на оборонные заводы, но даже в эвакогоспитали раненых, прибывавших санитарными поездами на «старый» вокзал.
В эти предпраздничные дни электротранспортники ещё раз поздравляют своих ветеранов -фронтовиков и тружеников тыла. Чествовать их начали задолго до календарной юбилейной даты. Еще в феврале всех посетили на дому, вручили премии и медали «65 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». С каждым душевно побеседовали, узнали, в чем есть нужда.
Все ветеранские просьбы и обращения генеральный директор ОАО «КЭТК» Евгений Александрович Швецов взял под особый контроль. Анне Филипповне Гайденко и Татьяне Николаевне Каминской, например, сделали в квартирах косметический ремонт, Анне Федоровне Корольчук (на фото) приобрели по её просьбе электрообогревательный прибор, Валентине Григорьевне Куксиной на кухне и в ванной заменили смесители, Нине Васильевне Ковешниковой установили новые окна... Работа по обращениям ветеранов продолжается. Не прекратится она и после праздничных торжеств.
На днях представители Кемеровской электротранспортной компании побывали в гостях у всех 33 ветеранов предприятия - фронтовиков и тружеников тыла. Их сопровождали школьники из агитбригады, подготовившие для пенсионеров домашние мини-концерты.
От души аплодировал ребятам Николай Васильевич Парфентьев. Большой портрет этого отважного наводчика орудия, после войны работавшего шофёром в трамвайном депо, красуется на борту одного из празднично украшенных троллейбусов. Порадовалась ребячьим выступлениям труженица тыла Галина Константиновна Шихова. Галина Константиновна - одна из тех, кто трудился в кемеровском трамвайном депо в суровые военные годы.
Всю войну Галина Константиновна отъездила с кондукторской сумкой в неотапливаемых трамвайных вагонах. Валенки и овчинные тулупы выдавались тогда только водителям, а кондукторы должны были сами себя обеспечивать теплой одеждой. Как-то Галя, совсем молоденькая тогда девчонка, которая на работу добиралась из деревни Плешки, так замерзла, что не смогла вовремя выйти на смену. По законам военного времени ее отдали под суд.
К счастью, судья тоже оказалась трамвайной пассажиркой. Изо дня в день она видела эту продрогшую девушку, собиравшую плату за проезд на площадке прицепного вагона. Суд вынес решение в Галину пользу: трамвайному депо обеспечить кондуктора Шихову теплой одеждой! Позже Галина Константиновна выучилась на водителя трамвая и проработала вагоновожатой до ухода на пенсию.
О своих ветеранах, будь то фронтовики, труженики тыла или обычные пенсионеры, ушедшие из КЭТК на заслуженный отдых, в компании помнят постоянно, а не от случая к случаю. Они всегда желанные и почётные гости на праздниках и торжествах. На протяжении вот уже трех лет на личный счет каждого пенсионера из фонда компании ежемесячно перечисляется своеобразная именная прибавка к государственной пенсии. Помогают ветеранам и в решении бытовых проблем: обеспечивают углем тех, кто проживает в частных домах, выделяют транспорт для вывоза собранного в огородах урожая. Ко Дню пожилого человека им привозят продуктовые наборы, в дни личных юбилеев - вручают денежные премии и подарки.
Максим Гончаренко