Наш город с каждым годом становится более современным, уютным и красивым, а городской электрический транспорт, по отзывам жителей и гостей города Кемерово, является его своеобразным украшением.
В настоящее время трамваями и троллейбусами ежедневно перевозится более 150 тысяч пассажиров. Получается, что за год подвижным составом Кемеровской электротранспортной компании пользуются почти 55 миллионов человек – население целой страны!
Руководство компании глубоко убеждено, что основные социальные перевозки на кемеровских маршрутах должны осуществляться именно городским электротранспортом. Ведь транспорт на электрической тяге экологически чист, вместителен, комфортабелен и безопасен. На основном протяжении своих маршрутов он следует по обособленному пути, что позволяет обеспечивать высокую регулярность и минимальный интервал движения.
ДЕВИЗ КОМПАНИИ — безопасность перевозок, высокая культура обслуживания, комфорт, удобство и регулярность перевозок с оптимальным интервалом.
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КОМПАНИИ — организация в г. Кемерово системы легкорельсового транспорта (высокоскоростного трамвая или наземного метро).
Чтобы пассажиры могли комфортно и безопасно перемещаться по городу на трамваях, мало иметь в наличии одни только рельсы и вагоны, укомплектованные водителями. Работу трамвайной системы города Кемерово ежедневно обеспечивают десятки человек. И в большинстве своем – это представительницы прекрасного пола.
Больше всего женщин работает в трамвайном депо. Мужчины здесь, в основном, представлены техническими специалистами, которые занимаются ремонтом и техническим обслуживанием трамваев. Мужчины-водители и мужчины-кондукторы есть, но их единицы.
Казалось бы, что тут может быть привлекательного для женщины – водить по рельсам 18-тонный вагон в условиях плотного трафика городских улиц. Но практика показывает, что женщины устраиваются на платные(!) курсы подготовки водителей трамвая по конкурсу, текучесть кадров в трамвайном депо очень невысокая, и работают здесь среди прочих представительницы аж 33 трудовых династий.
Ни для кого не секрет, что работа водителя общественного транспорта – стрессонасыщенная и весьма ответственная. Основная забота – безопасность пассажиров. Большая нагрузка и у кондукторов – помимо материальной ответственности им нужно всегда быть приветливыми с пассажирами, избегать конфликтных ситуаций, контролировать обстановку в салоне трамвая. И так в течение всего рабочего дня, который обычно составляет 12 (если график работы полуторасменный), а то и 16 часов («двухсменка»).
А рабочий день у трамвайного экипажа начинается рано. Прежде чем вывести вагон на линию (а первый кемеровский трамвай появляется на маршруте в 05:22, водитель должен принять свой вагон, убедиться в его исправности, чистоте и укомплектованности всем необходимым для работы. А ещё прежде – сам водитель должен пройти предрейсовый медицинский осмотр, получить путевой лист и экипировку вагона. Поэтому основная масса водителей трамваев и кондукторов прибывает в депо, когда город наш ещё глубоко спит. И в таком постоянном напряжении трамвайный экипаж работает по 10 часов, а то и больше. Тем не менее, водители и кондукторы трамвайного депо стараются справляться со своей работой на «отлично». На фото – Ольга Петрухина (водитель 1 класса) и Людмила Шленко (кондуктор), Дарья Тыртышная (водитель 1 класса) и Татьяна Редникова (кондуктор).
После приемки вагонов водители выводят их из депо на линию. Каждый вагон – в свою очередь, не раньше и не позже. Объехать замешкавшегося с выездом коллегу тут не удастся. На ночной трамвайной стоянке – «веере» – вагоны расставлены именно в том порядке, в котором они в дальнейшем выедут на маршруты. Расстановку вагонов осуществляют ночные водители маневровых работ – «перегонщики», как зовут их в депо. Они же, в случае схода трамвая с линии, поведут на узловую станцию резервный вагон. На фото одна из таких рабочих смен – перегонщики Людмила Надырова и Галина Пугачева, а также Надежда Агородникова (водитель спецпоезда).
Работа трамваев и троллейбусов немыслима без службы энергохозяйства, которая занята обслуживанием тяговых подстанций, контактных сетей, опорного и кабельного хозяйства. Здесь тоже немало представительниц прекрасного пола. Мужчины работают в выездных бригадах, а вот на подстанциях, коих в городе насчитывается 15, и среди ИТР, в основном, женщины. На фото – Любовь Масляк (ведущий инженер ПТВ), Дина Ануфриева (мастер тяговой подстанции), Инна Прокопенко (кладовщик) и Наталья Кузнецова (энергодиспетчер тяговой подстанции №6).
В отличие от тружеников автобусного транспорта, которые в деле содержания в порядке остановок уповают целиком и полностью на смежников-дорожников, трамвайщики следят за состоянием своих остановочных площадок, как правило, сами. За это отвечает специализированная бригада дорожно-путевых рабочих. Здесь наряду с мужчинами и в зной, и в холод орудуют мётлами-лопатами (а порой и ломами!) две прекрасные женщины – Светлана Никулина и Анна Ли (на фото).
Все транспортные единицы АО «КЭТК» оснащены спутниковой системой контроля за движением «ГЛОНАСС». С её помощью центральный диспетчер службы движения отслеживает на большом экране и оперативно координирует работу трамваев и троллейбусов на линии, оперативно решает любые возникающие у горэлектротранспорта проблемы. Работа не менее сложная и ответственная, чем у водителя. Именно от диспетчера зависит функционирование электротранспорта как одной из эффективно действующих систем жизнеобеспечения города! На фото – Светлана Григорьева, центральный диспетчер, работающая уже более 30 лет.
Теперь вы сами убедились, что большая часть коллектива Кемеровской электротранспортной компании – это женщины, и про каждую из них можно сказать множество прекрасных (причём, заслуженно прекрасных!) слов. Все они активны, красивы, умны, не боятся трудностей и ответственности, со всей душой отдаются своему делу. Работа каждой из них очень важна не только для компании, но и для города в целом (как бы это ни пафосно звучало!).
Стоит заметить, что в АО «КЭТК» уже реализовано многое из предложенных губернатором Кузбасса Аманом Гумировичем Тулеевым мер по созданию оптимальных условий труда, отдыха и оздоровления женщин. Это и комфортабельные административно-бытовые помещения в подразделениях и на станциях, и повсеместно организованное горячее питание. Уже много лет подряд, по заведённой губернатором традиции, во всех подразделениях АО «КЭТК», где позволяют условия труда, действует сокращенный рабочий день по пятницам. С 2012 года в компании активно работает женсовет, эффективно решая любые вопросы, связанные с улучшением условий труда, с оздоровлением сотрудниц предприятия и с загородным отдыхом их детей… Регулярно оказывается адресная помощь многодетным семьям сотрудников и матерям-одиночкам, как в виде продуктовых наборов к праздникам, так и в виде помощи в ремонте жилья, выделении необходимого транспорта. Для ребятишек организовываются новогодние утренники, торжественные проводы в школу первоклассников, семейные выезды к достопримечательностям и красивым местам нашего родного Кузбасса…
А когда дома у женщины всё в ладу и в порядке, то и работает она лучше всех, да так, что всё расцветает вокруг. Такая она, российская женщина!
(На фото – клумбы в сквере Кемеровской электротранспортной компании, которые разбиты усилиями начальника ремонтно-строительного участка Ларисы Кудристенко, дворника Клары Пшонкиной, кассира трамвайного депо Надежды Скворцовой).