КЕМЕРОВСКАЯ ЭЛЕКТРОТРАНСПОРТНАЯ КОМПАНИЯ

Наш город с каждым годом становится более современным, уютным и красивым, а городской электрический транспорт, по отзывам жителей и гостей города Кемерово, является его своеобразным украшением.

В настоящее время трамваями и троллейбусами ежедневно перевозится более 150 тысяч пассажиров. Получается, что за год подвижным составом Кемеровской электротранспортной компании пользуются почти 55 миллионов человек – население целой страны!

Руководство компании глубоко убеждено, что основные социальные перевозки на кемеровских маршрутах должны осуществляться именно городским электротранспортом. Ведь транспорт на электрической тяге экологически чист, вместителен, комфортабелен и безопасен. На основном протяжении своих маршрутов он следует по обособленному пути, что позволяет обеспечивать высокую регулярность и минимальный интервал движения.

ДЕВИЗ КОМПАНИИ — безопасность перевозок, высокая культура обслуживания, комфорт, удобство и регулярность перевозок с оптимальным интервалом.

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КОМПАНИИ — организация в г. Кемерово системы легкорельсового транспорта (высокоскоростного трамвая или наземного метро).

Не сокращать, а оптимизировать!

С 2004 до 2009 года в Кемерове выполнен колоссальный объём работы по развитию электротранспорта. Даже в кризисные времена в городе обновляются трамвайные пути и контактные сети, появляются новые опоры уличного освещения, улучшается качество дорожного покрытия там, где трамвайные рельсы пересекаются с проезжими частями улиц... О том, как в сложных экономических условиях Кемеровской электротранспортной компании удаётся не выживать, а развиваться, мы беседуем с генеральным директором ОАО «КЭТК» Евгением Александровичем Швецовым.

- Евгений Александрович, в самом начале нашего разговора накануне профессионального праздника транспортников, Дня автомобилиста, хотелось бы поздравить вас с высокой правительственной наградой. Знаю, что недавно Президент России Д.А. Медведев подписал Указ о присвоении вам звания «Заслуженный работник транспорта Российской Федерации».
- За поздравление спасибо, конечно, но я расцениваю это почётное звание, в первую очередь, как признание заслуг всего коллектива компании. Нам, безусловно, есть чем гордиться. За исключением обеих российских столиц Кемерово на сегодня единственный город страны, где в последние годы появились новые маршруты троллейбусов и трамваев, а прежние удлинились. Но все наши достижения были бы невозможны без того пристального внимания и заботы, с которыми к электротранспорту относятся руководители области и города. Огромное им за это спасибо и от нас, и от наших пассажиров!
Беру на себя смелость говорить от имени кемеровчан, поскольку в компании налажена обратная связь с потребителями наших услуг. Да и не только на словах граждане отмечают, что ездить в трамваях и троллейбусах стало комфортнее, быстрее, удобнее, теплее зимой... Они за электротранспорт, как говорится, голосуют ногами. Сейчас доля КЭТК в городских пассажирских перевозках составляет более 50%, и мы работаем над тем, чтобы она дальше увеличивалась. На 27 километров удлинились за пару последних лет маршруты кемеровских троллейбусов. Более 25 километров трамвайных путей в Кемерове не просто реконструированы, а фактически построены заново.

Развитие - это всегда не просто

- Насколько сильно пришлось компании корректировать планы развития в связи с экономическим кризисом?
- Времена сегодня сложные, но ведь и прежде они не были простыми. Только недалёким людям казалось, что всё легко, само собой происходит. С огромным трудом находил средства губернатор, чтобы развивать электротранспорт в Кузбассе, в Кемерове. Но это транспорт будущего, самый экономичный и экологически чистый, именно в таком нуждается наш сверхиндустриальный регион.
В ОАО «КЭТК» понимают, что работают во благо людей, и рука об руку с городом изыскивают любые возможности, чтобы продолжать развитие. Как можно больше стараемся делать сами. Ещё вчера, к примеру, нанимали подрядчиков для кровельных работ на наших многочисленных зданиях, сегодня обходимся своими силами. Думаю, что получается у нас не хуже, ведь для себя делаем.
Вокруг разговоры только о кризисе, а мы нынче проложили новые трамвайные пути на проспекте Шахтёров, заменили контактную сеть, опоры освещения. Полностью реконструировали электроснабжение на территории трамвайного и троллейбусного депо, по проспекту Советскому, по Сосновому бульвару.
- Нелегко, наверное, формировать коллектив, которому город может доверить столь ответственные задачи?
- Транспорт всегда был и остаётся сферой повышенной опасности, особой ответственности. В компании достаточно высок уровень трудовой дисциплины, но и к нам порой попадают её злостные нарушители. С прогульщиками, выпивохами безжалостно расстаёмся. Некоторые из них пытаются сказаться больными, потом ищут защиты в судах. Увы, иногда находят. А я считаю, что к дисциплине на производстве подходы должны быть максимально жёсткими. Пришёл на работу - работай. Чувствуешь, что болен - иди в медпункт, они у нас есть на территории каждого подразделения. А оттуда в обязательном порядке к врачу в поликлинику, чтобы болеть на законных основаниях. И никак иначе!
- А какие-то специфически антикризисные оргштатные мероприятия пришлось проводить?
- Кризис потребовал максимальной эффективности абсолютно от всех подразделений компании. Ещё в мае наши экономисты подсчитали: с учётом некоторого снижения перевозок в связи с неполной занятостью на городских предприятиях и уменьшением госзаказа необходимо будет сократить 350 человек из 1413 наших работников. Но рука не поднималась отправлять грамотных специалистов за ворота. Ведь нигде сейчас нет островков экономического благополучия! Решили действовать по-другому и всем коллективом перешли на сдельную форму оплаты труда.
Для каждого определили стоимость нормо-часа. Ремонтирует, к примеру, соленоид наш слесарь - работу должен сделать не просто качественно, но ещё и в рамки времени уложиться. Положено за свою зарплату отремонтировать четыре соленоида в смену, значит, и должен выдать четыре, а не два или три. Такой подход мобилизует и руководителей на всех уровнях. Их прямая обязанность - чётко организовать труд, обеспечить подчинённых всем необходимым.
На мой взгляд, это очень правильный путь. Давно доказано, что рост оплаты труда без сопутствующего повышения его производительности ведёт лишь к раскрутке инфляции. Перешли на новую систему, и сразу стало понятно, кто у нас трудится на совесть, действительно зарабатывая каждый рубль, а кто больше по цеху болтается. А ведь ещё вчера и те, и другие получали фактически одни и те же деньги!

Постараться должны мы сами

- То есть заработки всё-таки сократились?
- И меня не смущает, что генерального директора кое-кто упрекает в этом. Да, тем, у кого работы оказалось меньше, платим сегодня скромнее. Но ведь платим! И все социальные льготы сохраняем! И у людей есть работа, а значит и уверенность, что трудности временные.
А тем, кто призывает с транспарантами на улицу выходить или письма с требованиями отправлять губернатору, могу сказать только одно: область вложила в нас 500 миллионов рублей. Благодаря этому более чем на 50% обновился подвижной состав, условия труда кардинально улучшились. Теперь только работать и обязательно с умом! Кризис заставляет сначала находить резервы, привозить доходы и только потом премии получать. А помощь губернатора сейчас нужнее всего тем, кто в принципе не может зарабатывать - труженикам социальной сферы, пенсионерам.
- Кстати, не пострадали ли из-за кризиса принятые у вас социальные программы? Насколько я знаю, с 2005 года всем своим ветеранам компания по собственной инициативе ежемесячно доплачивает к пенсии от 300 до 700 рублей...
- Политика компании, ориентированная на социальную защищённость её сотрудников, сохраняется неизменной уже много лет. И выплаты нашим пенсионерам по-прежнему так же приоритетны для нас, как и зарплата. Однако прошедшая недавно налоговая проверка доначислила нам на эти выплаты и налог, и пеню, и штраф. Что ж, мы люди законопослушные, заплатим. Но, если по сути разобраться, получается, что не поощряют у нас, а наказывают коллективы, по собственной инициативе пытающиеся хоть как-то улучшить положение своих пенсионеров.
Мол, не волнуйтесь, пенсии к концу года увеличатся, в следующем году вырастут ещё. А вы, уважаемые ветераны, создавшие экономику этой страны и теперь получающие пенсионные крохи, на которые можно лишь существовать, ещё подождите светлого завтра! А сегодня как им жить? На мой взгляд, именно такие непродуманные моменты сдерживают развитие всего нашего общества.
- Евгений Александрович, вот вы сказали, что кризис заставляет работать с умом. А конкретнее?
- Что это значит? Во-первых, всемерная экономия, строжайшая экономия на каждом рабочем месте. Расходных материалов, тепла, электроэнергии... Мы сегодня активно ищем энергосберегающие технологии и находим их.
Во-вторых, жёсткое планирование расходов. В КЭТК давно отошли от понятия «центральный склад», хотя раньше и думать об этом боялись. А когда жизнь нас ограничила в финансах, поняли, что вполне можно жить без излишних запасов, если наладить работу коммерческих служб в подразделениях и в целом по компании. Так работает весь мир, строжайшим образом соблюдая договорные обязательства.
И, в-главных, это постоянное повышение производительности труда за счёт улучшения его организации. Вот составляющие той самой оптимизации, к которой пришли сегодня не только мы, но и областные, и городские власти. Не сокращать производство, а оптимизировать его работу, чтобы сделать как можно более эффективным - такую задачу ставит перед всеми нами жизнь.


Максим Гончаренко

08.12.2009
Поделиться

© Кемеровская Электротранспортная компания
г. Кемерово, пр. Советский, 1
Телефон пресс-службы: (3842) 68-20-35, 68-20-36

Создано в «Отделе разработок»