КЕМЕРОВСКАЯ ЭЛЕКТРОТРАНСПОРТНАЯ КОМПАНИЯ

Наш город с каждым годом становится более современным, уютным и красивым, а городской электрический транспорт, по отзывам жителей и гостей города Кемерово, является его своеобразным украшением.

В настоящее время трамваями и троллейбусами ежедневно перевозится более 150 тысяч пассажиров. Получается, что за год подвижным составом Кемеровской электротранспортной компании пользуются почти 55 миллионов человек – население целой страны!

Руководство компании глубоко убеждено, что основные социальные перевозки на кемеровских маршрутах должны осуществляться именно городским электротранспортом. Ведь транспорт на электрической тяге экологически чист, вместителен, комфортабелен и безопасен. На основном протяжении своих маршрутов он следует по обособленному пути, что позволяет обеспечивать высокую регулярность и минимальный интервал движения.

ДЕВИЗ КОМПАНИИ — безопасность перевозок, высокая культура обслуживания, комфорт, удобство и регулярность перевозок с оптимальным интервалом.

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КОМПАНИИ — организация в г. Кемерово системы легкорельсового транспорта (высокоскоростного трамвая или наземного метро).

Мы готовы сотрудничать с каждым, кого заинтересовала наша компания.
Желаем здоровья, счастья, любви и благополучия!

Е. А. Швецов, Заслуженный работник транспорта Российской Федерации

С глубоким уважением от потомков

На территории трамвайной станции «КЭМЗ» по адресу пр. Кузнецкий, 34а состоялось торжественное открытие исторического вагона-памятника «Первому трамваю г. Кемерово».

 Работники Кемеровской электротранспортной компании воссоздали по архивным чертежам исторический трамвайный вагон типа «ха», и теперь вагон-музей установлен на постамент на пересечении ул. Ноградская и пр. Кузнецкий.

1 мая 1940 года девять вагонов типа «ха», составленные в три трёхвагонных поезда, открыли в Кемерове работу трамвайного маршрута №1, на тот момент единственного. Вскоре грянула Великая Отечественная война, и коллектив Кемеровского трампарка очень скоро стал практически полностью женским – мужчины ушли на фронт. Даже само здание и площадку трампарка отдали для размещения эвакуированного из Харькова завода по производству электромоторов.

Тем, кто обеспечивал бесперебойную работу кемеровских трамваев в военное лихолетье, приходилось неимоверно трудно.

«В этих первенцах советского трамваестроения не предусматривалось ни отопительных приборов, ни стеклоочистителей, - рассказывал в своём выступлении на церемонии открытия памятника старейший работник АО «КЭТК», мастер производственного обучения трамвайного депо Александр Леонтьевич Цыганий. - Не было даже водительских сидений, поскольку кабина вагоновожатой не была отгорожена от посадочной площадки. Управлять трамваем серии «ха» нужно было стоя, а набивались вагоны, как правило, битком, так, что водителю приходилось буквально тесниться.» 

Несмотря на тяжелейшие условия, коллектив кемеровского трамвая, состоявший практически полностью из женщин, не прекращал работу на линии ни на один день и даже в военные годы сохранил в рабочем состоянии все девять вагонов. Наши трамваи возили не только пассажиров, но и грузы между цехами оборонных заводов, расположенными на разных площадках, и раненых со старого вокзала к эвакогоспиталям в центре Кемерова.

Подлинные исторические вагоны серии «ха» в Кемерове не сохранились. В 1949 году им на смену стали поступать новые трамваи КТМ-1, и устаревшие поезда были переведены на маршруты города Прокопьевск.

Полгода кемеровские электротранспортники кропотливо трудились над созданием памятника своему первому трамваю.  Под руководством главного инженера троллейбусного депо Владимира Ильича Тулина электросварщики Виниамин Мутасов и Дмитрий Калинин, слесарь по ремонту Юрий Тищенко кропотливо воссоздавали облик трамвая-ветерана. Сотрудники ремонтно-строительного участка Игорь Солдатов, Дмитрий Жуков и Владимир Постарнаков провели большой объём работ по его внутренней отделке и остеклению. Строители Пётр и Роман Волянские, Александр Штоль под непосредственным руководством начальника ОКСа Виктора Васильевича Ветрова оборудовали постамент и замостили брусчаткой площадку для памятника.

Место для установки памятника было выбрано не случайно: станция КЭМЗ – одна из самых людных мест города, здесь проходят все трамвайные маршруты. И самое главное – постамент для ретровагона точно указывает прямо на здание того самого кемеровского трампарка, скрытое сегодня в недрах многочисленных торговых центров, открывшихся на территории бывшего завода КЭМЗ.

Из-за внушительного размера и веса вагона-памятника, его транспортировка и установка на постамент стала отдельным серьёзным этапом работы. Но благодаря усилиям работников трамвайного депо, изготовивших особую оснастку для погрузочно-разгрузочных работ, помноженным на мастерство крановщика автогаража Павла Грибова, не пришлось проводить снятие напряжения на отдельных участках контактной сети и тем самым нарушать привычный ритм поездок кемеровских пассажиров на трамваях и троллейбусах.

На торжественном открытии памятника первому кемеровскому трамваю присутствовал и.о. Главы г. Кемерово Илья Владимирович Середюк. От имени города он наградил благодарственными письмами сотрудников компании, внесших особый вклад в создание нового городского арт-объекта. Он отметил в своём выступлении, что у электротранспортников получился вагон-музей, который можно использовать в качестве «живого» культурно-исторического объекта.

Установленный на трамвайной станции КЭМЗ, где располагается служба движения АО «КЭТК», ретровагон действительно будет одновременно и памятником, и площадкой для познавательных экскурсий.

 

 

04.07.2016

Ещё фотографии

Поделиться

© Кемеровская Электротранспортная компания
г. Кемерово, пр. Советский, 1
Телефон пресс-службы: (3842) 68-20-35, 68-20-36

Создано в «Отделе разработок»